Еремеева Татьяна Леонидовна
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 24980.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Татьяна Еремеева (УИ №2173905, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
Выступление на педагогическом совете
17 февраля [пн]
Выступление на педагогическом совете. Тема: Кроссенс как инновационный прием обучения. Подготовила Еремеева Т. Л. Один из приемов развития и формирования логических действий, критического мышления, креативности, сотрудничества, коммуникации обучающихся в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является кроссенс. Кроссенс – ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса. Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов». Впервые узнали о кроссенсе читатели журнала «Наука и жизнь» в 2002 году от авторов Сергея Федина (писателя, педагога, математика) и Владимира Брусленко (доктора технических наук, художника и философа). Кроссенс представляет из себя ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из 9 квадратов как для игры в «крестики – нолики» . Всего картинок в кроссенсе 9, а задач по числу соседних пар -12. В отличие от кроссворда, где все клетки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Задача – объяснить кроссенс, составив рассказ по взаимосвязанным изображениям. Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном пятом квадрате. Таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. При создании кроссенса следует придерживаться следующей последовательности действий: 1. Определить тематику, общую идею; 2. Выделить 9 элементов, имеющих отношение к идее, теме; 3. Найти ассоциативную связь между элементами, определить последовательность; 4. Сконцентрировать смысл в одном элементе (5 квадрат); 5. Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы. Применение кроссенса возможно на любом этапе урока: - проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной, образной схемы); - формулировка темы урока, цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока, с чем мы познакомимся на уроке); - раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего – либо в образах и символах); -обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появились в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод); - организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп); - творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему); - построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине) Кроссенс основывается на ассоциациях понятий, событий, явлений и процессов с образами. Этот метод позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами, географическими картами, диаграммами. Кроссенс позволяет создать разноуровневые обучающие задачи и дает возможность продвигаться от одного уровня к другому. Например, на первой ступени учащиеся определяют заданную тему, на второй – решают кроссенс, находя ассоциации между соседними изображениями, на третьем уровне находят не только соседние ассоциации, но и перекрестные, на четвертом – определяют объединяющую все образцы ассоциацию, на пятом – создают свой кроссенс. Работа с кроссенсом отражает глубину понимания обучающимися изучаемой темы. Его применение на уроках способствует: - развитию логического, образного и ассоциативного мышления, воображения; - проявлению нестандартного мышления и креативности; - развитию коммуникативных и регулятивных умений; - формированию навыков работы с информацией; - повышению любознательности и мотивации к изучаемому предмету. Таким образом, кроссенс – методический прием, позволяющий на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Топосы: Целое – части Последовательность действий при составлении кроссенса.( определение тематики, выделение 9 элементов, нахождение ассоциативных связей и т. д) Свойства: что представляет из себя кроссенс (цепочка, замкнутая в поле из 9 квадратов) Определение: кроссенс – ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе несколько интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.