Еремеева Татьяна Леонидовна

Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 24980.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Татьяна Еремеева (УИ №2173905, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Выступление на педагогическом совете

17 февраля [пн]

 Выступление на педагогическом совете.

Тема: Кроссенс как инновационный прием обучения.

Подготовила Еремеева Т. Л.

Один из приемов развития и формирования логических действий, критического мышления, креативности, сотрудничества, коммуникации обучающихся в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является кроссенс.

Кроссенс – ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса. Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов».

Впервые узнали о кроссенсе читатели журнала «Наука и жизнь» в 2002 году от авторов Сергея Федина (писателя, педагога, математика) и Владимира Брусленко (доктора технических наук, художника и философа).

Кроссенс представляет из себя ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из 9 квадратов как для игры в «крестики – нолики» . Всего картинок в кроссенсе 9, а задач по числу соседних пар -12. В отличие от кроссворда, где все клетки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Задача – объяснить кроссенс, составив рассказ по взаимосвязанным изображениям.

Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном пятом квадрате. Таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.

 При создании кроссенса следует придерживаться следующей последовательности действий:

1. Определить тематику, общую идею;

2. Выделить 9 элементов, имеющих отношение к идее, теме;

3. Найти ассоциативную связь между элементами, определить последовательность;

4. Сконцентрировать смысл в одном элементе (5 квадрат);

5. Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.

Применение кроссенса возможно на любом этапе урока:

- проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной, образной схемы);

- формулировка темы урока, цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока, с чем мы познакомимся на уроке);

- раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего – либо в образах и символах);

-обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появились в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);

- организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);

- творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему);

- построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине)

Кроссенс основывается на ассоциациях понятий, событий, явлений и процессов с образами. Этот метод позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами, географическими картами, диаграммами.

Кроссенс позволяет создать разноуровневые обучающие задачи и дает возможность продвигаться от одного уровня к другому. Например, на первой ступени учащиеся определяют заданную тему, на второй – решают кроссенс, находя ассоциации между соседними изображениями, на третьем уровне находят не только соседние ассоциации, но и перекрестные, на четвертом – определяют объединяющую все образцы ассоциацию, на пятом – создают свой кроссенс.

Работа с кроссенсом отражает глубину понимания обучающимися изучаемой темы. Его применение на уроках способствует:

- развитию логического, образного и ассоциативного мышления, воображения;

- проявлению нестандартного мышления и креативности;

- развитию коммуникативных и регулятивных умений;

- формированию навыков работы с информацией;

- повышению любознательности и мотивации к изучаемому предмету.

Таким образом, кроссенс – методический прием, позволяющий на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.

Топосы:

Целое – части Последовательность действий при составлении кроссенса.( определение тематики, выделение 9 элементов, нахождение ассоциативных связей и т. д)

Свойства: что представляет из себя кроссенс (цепочка, замкнутая в поле из 9 квадратов)

Определение: кроссенс – ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе несколько интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.%D0%9E%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0%3A%20%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.