Еремеева Татьяна Леонидовна
Справка по итогам тематического контроля в филиале МБДОУ Караидельский детский сад №4 Детский сад № 3 с. Караидель«Организация и эффективность работы по проблеме социально – нравственного воспитания дошкольников». В соответствии с годовым планом работы филиала МБДОУ Караидельский детский сад №4 Детский сад № 3 с. Караидель на 2018-2019 учебный год проводился тематический контроль по теме «Организация и эффективность работы по проблеме социально – нравственного воспитания дошкольников» с 15 по 23 октября 2018г. Проверку осуществляли: учитель-логопед Баширова Э. Ф., ст. воспитатель Еремеева Т. Л. Цель тематического контроля: выявить уровень организации и эффективности работы педагогов по социально -нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Контроль осуществлялся по следующим направлениям: 1. Оценка профессионального мастерства педагогов. 2. Выявление уровня знаний детей. 3. Анализ предметно-развивающей среды в группах. 4. Анализ планирования работы по социально - нравственному воспитанию. 5. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной теме. В результате проверки было выявлено следующее: С целью оценки профессионального мастерства педагогов были просмотрены занятия в группах Педагоги тщательно продумали свои занятия, была проведена большая предварительная работа. Гульшат Хамитовна и Алеся Юрьевна использовали ИКТ в их проведении. Дети старшей – подготовительной группы отправились в путешествие по стране, в котором показали свои знания о символике страны (гербе, флаге, гимне, природе, народных умельцах, русских народных инструментах, праздниках нашей страны. Ребята проявили большой интерес к занятию. Дети младшей -среднейгруппы также показали свои знания о символике страны и Башкортостане, о президенте России, столице нашей Родины- Москве. В конце занятия детям было предложено разбиться на команды и коллективно собрать флаг Башкортостана. Команды справились с заданием. Педагог группы раннего возраста показала занятие по русским загадкам и потешкам, познакомила детей с бытом народов древней Руси. Дети отгадывали загадки, слушали русские потешки, пестушки. Педагог приготовила убранство избы: печь, зыбку с малышом, самовар с трубой. Исходя из просмотренных занятий можно сделать вывод, что педагоги владеют методикой проведения занятий, используют различные методы и приемы для обобщения знаний о своей Родине, поддерживают интерес к событиям, происходящим в стране, воспитывают чувство гордости за ее достижения. Анализ предметно-развивающей среды в группах показал, что во всех группах имеются уголки по социально - нравственному воспитанию. В младшей группе «Малыши - карандаши» имеются альбомы «Моя семья», «Как мы в садике живем», имеются книги с достопримечательностями нашего района. Также имеются изображения флага и герба России, плакаты к 23 февраля, 8 Марта, 9 Мая. В группе есть предметы декоративно- прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, макет башкирской юрты. Много художественной литературы по фольклору: потешки, сказки, песенки, поговорки. В среднем дошкольном возрасте работа ведется по нескольким направлениям: моя семья, мой детский сад, мое село и его достопримечательности, приобщение к истокам русской и башкирской культуры. В группе «малыши - карандаши» имеются куклы в русских костюмах, в старшей – подготовительной группе башкирская кукла. В старшем дошкольном возрасте работа ведется по направлениям: –краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю. Имеются материалы по социально- нравственному воспитанию детей: подбор иллюстраций и игр по теме «семья», «профессии», «дом, в котором ты живешь». В разделе «знакомство с малой родиной» в группах имеются книга о Караидели, собраны детские рисунки о нашем селе, материалы о защитниках Отечества. Имеются альбомы о животных и птицах нашего края. Во всех группах имеется художественная литература по фольклору: сказки, песенки, поговорки, пословицы. Во всех группах имеются элементы государственной символики: флаг, герб, портреты президентов Башкортостана и России. Педагоги стремятся пополнять практический материал по нравственно- патриотическому воспитанию с целью расширения представлений детей о родном крае и своей стране. Читают детям народные сказки, башкирские легенды, рассказы о героях войны, о блокаде Ленинграда (старшая – подготовительная к школе группа). Во время самостоятельных игр воспитатели организовывают сюжетные игры «Семья», «Детский сад», «Российская армия» Из дидактических игр в группах есть «Предметы рукотворного мира» «Животные и их детеныши», «Вежливые слова» «Найди детеныша», «Добрые, вежливые слова» «Лото- животные», «Мой поселок», «Дары природы» «Что растет в родном краю», «Лото- животные родного края» «Водоемы» Педагоги проводят беседы с детьми: «Хороший поступок», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Будем вежливы» «Наши мамы», «Мы не будем ссориться», «О семье», «Как вести себя на празднике» «О России», «Моя семья», «Столица Родины- Москва» «О трудолюбивых», «Мы- друзья природы», «Я люблю тебя, Россия» «Лекарственные растения нашего края» На занятиях по рисованию дети рисуют народные узоры, украшают ими одежду и обувь башкирских национальных костюмов. Также учатся рисовать элементы росписей (гжель, полхов – майдан, хохлома). Воспитанники старшей – подготовительной группы разучивают стихи и песни о Родине и Башкортостане. В младших группах разучивают стих и маме, потешки, пестушки. Анализ работы с родителями по нравственно- патриотическому воспитанию показал следующее: Группа раннего возраста: Оформлены консультации: «Русское народное творчество в воспитании маленьких детей», «Дети любят потешки», «Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы» Младшая – средняя группа Оформлена консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольников». Старшая – подготовительная группа Было проведено анкетирование родителей по теме: «Патриотическое воспитание ребенка» Анкетирование показало следующие результаты: На вопрос «Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания детей»? - 90% родителей ответило, что актуальна; - 10%- нет На вопрос «Какими личностными качествами/особенностями нужно обладать человеку, чтобы служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?» были ответы: -любовь и привязанность к Родине- 39%; -бескорыстие- 20% ; -готовность к самопожертвованию- 6% ; -чувство долга по отношению к Родине-17% ; -активная гражданская позиция- 22%. На третий вопрос, «обладают ли они этими качествами» -56% родителей ответило –да; -3%-нет; -41%-частично. На вопрос «Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?», результаты были следующими: 43% родителей- формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности: к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа. 20% родителей- воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа; 13% родителей- воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей; 24% родителей- воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, край. На вопрос «Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей?» -42% родителей считают, что родители, -22%-педагоги, -3%- СМИ -8%-общество, -25%- все перечисленные На вопрос «Считаете ли Вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?» -41% родителей считают, что «да», -7%- нет, -52%- частично На вопрос «Актуальна ли для Вашей семьи тема ознакомления детей с родословной семьи?» -73% родителей считают, что «да», - 21%- «нет» На вопрос: «К каким семейным традициям Вы приобщаете своих детей?», ответы были следующие: - 30%-уважение к старшим и родителям; -15%- рассказы о своих предках и их достижениях, воспитание гордости за них; -5%- изучение происхождения фамилии, своего рода; -25%- совместные семейные праздники (дни рождения, памятные даты и т. д.); -25%- совместный активный отдых (отпуска, экскурсии, походы и пр.); На вопрос «Что лично Вы делаете для патриотического воспитания своего ребенка?» ответов было не много. Вот некоторые из них: - «рассказываем о нашей стране, о ее успехах и достижениях», - «учим уважать чужой труд, интересоваться как дела у родственников, беречь природу, знать президента РФ, флаг, герб», - «проводим беседу», - «ходим совместно на праздники и рассказываем о них», - «воспитываем чувство гордости за страну, героев, спортсменов, чувство собственного достоинства, любовь к Родине», - «прочтение соответствующих рассказов о Родине, обсуждение различных ситуаций», - «рассказываем о семье, стране, ее истории», - «беседуем о Родине в целом, о малой Родине, семье и ее ценности», - «чтение рассказов о стойкости и мужестве наших людей, просмотр м/ф советских времен», - «рассказы о предках, их достижениях», - «приобщаем к культуре в обществе». На вопрос «Какой помощи в этом направлении Вы ждете от детского сада?» ответов также было не много. Вот некоторые из них: - «рассказывать о достижениях родного края», - «помочь понять и закрепить в сознании детей чувство патриотизма и гордость за страну», - «поддерживать интерес ребенка- читать книги о поступках, подвигах героев- патриотов», - «групповое обсуждение рассказов о Родине, различных ситуаций», - «уроки истории», - «проводить занятия, информирующие о стране и республике», -«личностных качеств воспитателей и младших воспитателей, служащих положительным примером и постоянная работа в направлении нравственно- патриотического воспитания детей», - «краеведение, основные традиционные праздники и памятные дни страны», На вопрос «Удовлетворены ли вы качеством образовательных услуг, оказываемых в детском саду?» - 80% родителей ответило, что «да», - 20% -«частично» Вот некоторые пожелания: - «все всегда на месте говорю, лично», - «образовательные услуги занимают меньше времени, чем можно было бы», - «надо бы тщательней отслеживать взаимоотношения в детском коллективе и приоритеты». Анкетирование показало, что практически все родители считают нравственно-патриотическое воспитание детей как одну из важнейших сторон общего развития ребенка. Главным, по мнению родителей, является формирование у детей гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности: к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа. Многие родители считают, что необходимо детей знакомить со своей родословной. Ответственность за патриотическое воспитание детей родители возлагают как на себя, так и на педагогов. 80% родителей удовлетворены качеством образовательных услуг, оказываемых в детском саду. Таким образом, можно сделать вывод, что работа педагогического коллектива по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста ведется планомерно, целенаправленно, систематически. Грубых нарушений не выявлено. Задачей педагогов и родителей остается как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, сформировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к семье, детскому саду, родной улице, городу, сформировать чувство гордости за достижения страны, уважение к армии, гордость за мужественных воинов, развивать интересы ребенка к доступным явлениям общественной жизни. Рекомендации: 1. Воспитателям всех возрастных групп продолжать работу по самообразованию в вопросах «нравственно- патриотического воспитания дошкольников» Дата: постоянно Ответственные: воспитатели групп 2. Продолжать пополнять предметно- развивающую среду по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Дата: постоянно. Ответственные: воспитатели групп 3. Использовать разнообразные формы работы с родителями по вопросам нравственно-патриотического воспитания Дата: постоянно. Ответственные: воспитатели групп 4. Развивать в себе такие личностные качества, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма и гражданственности у детей. Дата: постоянно. Ответственные: воспитатели групп. 30 января 2020 в 19:46
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.