Еремеева Татьяна Леонидовна
Справка по итогам фронтального контроля «Готовность детей подготовительной группы к школьному обучению»Справка по итогам фронтального контроля «Готовность детей подготовительной группы к школьному обучению» Во исполнение плана контрольно-аналитической деятельности в период с 06 мая по 15 мая 2019 года комиссией в составе старшего воспитателя Еремеевой Т. Л. старшей медсестры Давлетшиной Л. Р. учителя – логопеда Башировой Э. Ф., воспитателя Шайхинуровой З. Р. проводилось изучение работы педагогов по подготовке детей выпускной группы к школьному обучению. Цель проверки: изучение уровня готовности детей – выпускников к обучению в школе. Программа фронтальной проверки включала: 1.Изучение общих сведений о детях; 2.Диагностика уровня развития детей по различным разделам программы; 3.Обработка результатов диагностики; 4.Просмотр организации воспитательно – образовательного процесса; 5.Анализ предметно-развивающего пространства в группе; 6.Анализ документации; 7.Анализ детских портфолио. Методы исследования: 1.Индивидуальные беседы с детьми; 2.Наблюдение воспитательно – образовательного процесса; 3.Изучение перспективных и календарных планов педагогов; 4. Диагностические методики исследования. В ходе работы комиссией было установлено, что детей старшего дошкольного возраста, уходящих в школу 12 человек, все воспитанники старшей - подготовительной группы (Воспитатели: Шайхинурова З. Р., Баширова Э. Ф.) Образовательный процесс с детьми строится на основе реализации основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.В.Васильевой, Т.С.Комаровой и дополняется программой «Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Ладушки. Праздник каждый день» И. Каплунова, И. Новоскольцева. Педагоги располагают необходимыми методическими разработками и рекомендациями по планированию работы с детьми старшего дошкольного возраста по всем разделам воспитательно-образовательного процесса. Анализ предметно-развивающего пространства групп показал, что в группе созданы необходимые условия для целенаправленной подготовки детей к обучению в школе: имеется достаточное количество развивающих пособий и игр с различной тематической направленностью, познавательная литература из серии «Хочу все знать», «Я познаю мир». Книги расставлены по темам (природоведческая литература, сказки народные и авторские, литература о городе, стране и т.п.), имеется справочная литература. Для укрепления здоровья и закаливания детского организма в группе имеется физкультурный уголок. Он оформлен эстетично, соответствует возрасту детей, достаточное количество оборудования обеспечивает достаточную двигательную активность детей в течение дня. Имеются в наборе разминочные комплексы («Боулинг», кольцеброс и др.). Недостаточно коррегирующих дорожек для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, гимнастических палок, мячей. Предметно-игровая среда организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Размещение игрового оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам. Для развития режиссерской игры выделено специальное место, где можно разыгрывать сюжеты, имеется набор игрушечных персонажей, музыкальные инструменты. В изобразительном центре кроме обычных материалов есть схемы-способы создания образов с помощью различных техник. Пооперационные схемы помогают детям создавать яркие образы из пластилина и бумаги, развивают фантазию, воспитывают самостоятельность. В раздевальной комнате выделено место для демонстрации детских работ, кроме этого детские работы используются для создания интерьера в группе. В группе имеется учебная зона, которая приближена к учебной зоне класса: столы поставлены рядами, имеется школьная доска. Это поможет ребенку адаптироваться к учебной среде школьного класса. Для игровой деятельности, изменения своего имиджа в помещении имеется зеркало с атрибутами (парички, носики, уши, грим, шляпы, галстуки, очки, шали и пилотки), парикмахерская. Имеющаяся игротека для самостоятельных игр способствует познавательному и математическому развитию ребенка, развивает логическое мышление. Разнообразны игры с правилами (лото, домино, шашки, маршрутные игры). Все они интересны, красочны, носят соревновательный характер, вызывают желание играть даже без участия взрослого. Для расширения возможности познать свой родной край, страны в группе есть герб, флаг, портреты президентов РФ и РБ, карта мира, картинки с видами Уфы, книги башкирских писателей о малой родине. Центр «Учимся конструировать» помогает овладеть детям конструктивными умениями и навыками. Мозаика, мелкий конструктор «Лего», материалы для изготовления оригами, различные сборные игрушки, схемы составления и сборки объектов способствуют решению этой задачи. Строительный центр вмещает в себя различные конструкторы, игрушки для обыгрывания построек, макет железной дороги, игра «Перекресток» и модели дорожных знаков и светофора. Необходимо разнообразить виды транспорта и игровой техники, изготовить схемы построек и алгоритмы их выполнения, которые помогут дошкольникам в строительных играх. В математическом центре имеется в достаточном количестве счетный материал, комплекты цифр и знаков, рабочие математические тетради, наборы объемных геометрических фигур. В группе имеется лаборатория, включающая в себя природные материалы, сыпучие продукты, различные пробирки, колбы, микроскоп. Достаточное количество разнообразных настольно-печатных игр для формирования естественнонаучных представлений у воспитанников. Таким образом, пространственно - игровая среда группы способствует всестороннему развитию дошкольников и подготовке их к школьному обучению. Анализ деятельности педагогов показал, что в изучаемой группе работают опытные педагоги со специальным образованием, оба педагога - воспитатели с высшим образованием, 1 педагог первой квалификационной категории, у одного педагога нет аттестации. У обоих воспитателей большой педагогический стаж: 18 и 22 года. Педагоги грамотно планируют учебно-воспитательный процесс, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. На основе учебного плана широко использует новинки методической литературы, научные и энциклопедические знания. Многие пособия к учебным занятиям изготовлены руками педагогов. За время проверки были просмотрены и проанализированы следующие занятия ООД: - ООД формирование элементарных математических представлений воспитатель Шайхинурова З. Р. – 08.05. 2019г. Анализ ООД показал, что педагог умело провела занятие. Дети упражнялись в прямом и обратном счете в пределах 20, закрепили свои знания о порядке следования чисел в натуральном ряду, вспомнили названия геометрических фигур. В ходе занятия использовались разнообразные математические задания (определение состава чисел первого десятка, решение арифметических задач, измерение величины с помощью условной мерки). Дети выходили к доске, работали индивидуально. В ходе ООД дети были активны, любознательны, проявляли интерес. Наблюдение за детьми в ходе занятия показало, что дети готовы к обучению в школе и выполнили полностью реализуемую программу. - ООД по развитию речи 14. 05.2019. было проведено воспитателем Башировой Э. Ф. на тему: Чтение рассказа Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Дети конкретизировали понятие «рассказ». В начале занятия ребята говорили друг другу комплименты, подбирали прилагательные к описанию личности каждого ребенка. Дети, поделившись на команды, придумывают свой рассказ по заданной теме. Следующее задание: найти звук «С» в слове, изображенном на картинке. Затем дети составляют предложение из предложенных слов. Со всеми заданиями будущие первоклассники справились хорошо. Анализ просмотренных занятий позволяет сделать вывод: педагоги владеют методикой обучающих занятий, в структуре занятий выделены этапы, к каждому из которых даются четкие инструкции. Изложение материала логичное, от простого к сложному, используются широко разнообразные методы и приемы закрепления пройденного материала. Воспитатели уверенны в себе, собраны, инициативны, обладают педагогическим тактом, эмоциональны. Анализируя работы по изобразительной деятельности, можно сделать вывод: темы рисунков разнообразны, это и предметы окружающего мира, сказочные герои, декоративные композиции «Волшебные сказки», «Космос», «Веселый клоун», «Зимняя прогулка». Большое внимание уделяется башкирским орнаментам, различным росписям. Рисунки имеют детализированный характер. Отличаются рисунки мальчиков и девочек: мальчики в основном рисуют военную технику, космос, военные действия, девочки - женские образы принцесс, балерин, моделей, часто встречаются бытовые сюжеты из жизни. Дети стараются передать в своих рисунках расположение предмета в пространстве (человек стоит, подняв руки, кошка бежит) Фигуры в основном, статичны, дети с трудом передают движения животных и человека. Изображая ненастную погоду «Дождливый день» дети передали порывы ветра (ветки деревьев наклонены, штрихи дождя изобразили наклонными линиями). В рисунках «Портрет моей мамы» фигура человека детализирована, части тела пропорциональны, прорисованы мелкие детали: пальцы, уши, прическа, глаза, брови, нос, уши. Одежда украшается мелкими различными деталями. Цвета, используемые в рисовании детьми, разнообразны, кроме основных цветов, дети используют оттенки одного цвета, размывая насыщенный цвет водой, осветляя темный тон краски. Дети знакомы со смешением цветов, многие дети пользуются этими приемами (60%), при рисовании карандашом, оттенок получается при различном нажиме на карандаш у 65% детей; Темы детских работ по аппликации разнообразны, 95% детей уверенно пользуются ножницами в процессе вырезывания. Дети научились разрезать бумагу в разных направлениях, декоративные композиции состоят в основном из элементов геометрических форм, которые вырезаны из бумаги, сложенной гармошкой, в узоре элементы чередуются по цвету, размеру, располагаются в центре, по углам, по сторонам формы листа, растительные элементы в декоративных работах не используются. Хорошие навыки дети имеют в симметричном вырезывании форм «Ваза», «Хоровод», «Клоун», «Елка». Имеются коллективные работы по аппликации на разные темы «Зимний хоровод деревьев», «Подводный мир», «Мой любимый город», «Цветочная полянка», «Космос» Дети научились лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур, умеют создавать сюжетные композиции. На протяжении учебного года воспитанники принимали участие в различных конкурсах: В международном конкурсе «Пластилиновое Чудо» Шамиданов Максим, Адиятова Аделя и Гайдуллин Искандер заняли 1 место, Худякова Арина 2 место. Анализ уровня здоровья и физического развития выпускников: Анализ группы здоровья воспитанников этой группы: первая группа здоровья - 1 ребенок (8%) Вторая группа здоровья – 11 детей(92%) Для определения уровня физического развития воспитанников было проведено диагностическое обследование по следующим показателям: уровень развития скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места, бросок набивного мяча из положения сидя из-за головы, метание мешочков (200 г) правой и левой рукой), умение удерживать статическое равновесие. В результате систематической работы по физическому воспитанию, показатели уровня развития физических качеств улучшились. Анализ просмотренного занятия по физической культуре показал, что интерес детей к занятию физической культурой достаточно высок. Все дети правильно выполняют все виды основных движений, овладели техникой прыжков с разбега в длину и ширину, метания предметов вдаль и в цели разными способами, умеют перестраиваться в 3-4 колонны, в шеренги, используя предварительный расчет, выполняют общеразвивающие движения из разных исходных положений, ритмично, в заданном темпе. Стараются сохранять правильную осанку. Наблюдение и анализ за воспитанниками данной группы показали, что у детей накопился определенный опыт проявления самостоятельности в отдельных видах деятельности. Будущие первоклассники умеют самостоятельно выполнять отдельные поручения: организовать группу сверстников для ремонта книг, выступить в роли помощника воспитателя на прогулке, провести подвижную игру и т. п. Дети вполне справятся с такими поручениями, если их подготовить, показать и рассказать, как это делать. Дети оценивают результат своей деятельности, сравнивая его с результатами деятельности сверстников. К концу пребывания в детском саду дети приобрели достаточный опыт анализа выполненного задания, умеют критически отнестись к сделанному. Формирование у дошкольников самостоятельности в детском саду осуществляется во всех видах деятельности под руководством воспитателей. Мониторинг готовности к школе показал, что 7 детей имеют высокий уровень развития, 3 детей - средний уровень развития. 2 ребенка плохо усвоили программу ДОУ из-за частых прогулов. Мониторинг образовательного процесса показал, что уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям 58% - высокий уровень, средний 25%, низкий – 17% Мониторинг детского развития показал, что уровень развития интегративных качеств составляет 75% высокий уровень, 17% - средний уровень, 8% - низкий уровень. В процессе наблюдения за детьми и индивидуальных бесед с ними определился уровень общения детей со взрослыми и сверстниками. Большинство детей - 9 человек (75%), имеют достаточно высокие коммуникативные навыки, они общительны, легко идут на контакт даже с незнакомыми взрослыми и детьми, являются инициаторами общения со взрослыми, проявляют в беседе свою любознательность, владеют культурой общения, знают правила речевого этикета. 3 детей (25 %) в общении со взрослыми сдержанны, инициативу в общении со сверстниками на себя не берут, ответы на вопросы взрослого односложны, хотя уровень развития монологической речи достаточно высок. Двое детей замкнуты и на контакт со взрослым практически не идут (17%). Анализируя трудовые умения и навыки детей, можно сделать вывод, что все дети имеют достаточно высокий уровень развития культурно-гигиенических навыков, самостоятельны и организованны в самообслуживании, следят за своим внешним видом. Дети имеют оптимальный уровень знаний о значении и разнообразии труда взрослых. Активное желание участвовать в хозяйственно - бытовом труде отмечается у всех воспитанников группы. Дети с удовольствием дежурят по столовой, принимают активное участие при подготовке дидактического материала к занятиям, следят за порядком в раздевальной, спальне. Воспитанники с удовольствием трудятся в живом уголке и в огороде на окне, ухаживают за рассадой, работают на огородных грядках на участке. Наблюдение и просмотр игровой деятельности детей позволил сделать следующие выводы: в сюжетно-ролевых играх дети широко и творчески используют свои знания об окружающем мире, впечатления от просмотренных кинофильмов; отражают сложные взаимоотношения людей, разные жизненные ситуации: свадьбы, день рождения, строительство в городе, болезнь членов семьи и ее лечение, работа в разных организациях. Герои литературных произведений не находят отражения в детских играх. Дети способны совместно со сверстниками развертывать игру, согласовы-вать свой замысел с замыслами сверстников, у 85 % детей сформировано умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих заранее. В игре дети используют все пространство игровой комнаты, а не только один центр, широко используют в игре атрибуты, конструкторы, строительный материал, недостающие детали пытаются изготовить сами. Ребята самостоятельно распреде-ляют роли, комментируют их исполнение другим участникам игры. Многие дети отслеживают поведение сверстников в общей игре и меняют свое поведение в зависимости от своего места в нем. Широко в самостоятельной деятельности используются подвижные игры, игры с элементами соревнований находят особый отклик в душе каждого ребенка. Анализ музыкального развития показал, что дети старшего дошкольного возраста определяют жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) и инструмент, на котором оно исполняется. Дети хорошо различают части произведения (вступление, заключение, запев, припев). Воспитанники выполняют танцевальные движения в соответствии с программными требованиями. Дети активные участники в праздничных мероприятиях группы и детского сада. Вывод: В изучаемой группе создана образовательная среда, основываясь на принципах зоны ближайшего развития ребёнка. Образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников). Анализируя готовность выпускников ДОУ, можно отметить, что на этапе завершения дошкольного образования 95 % воспитанников проявляют инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Дети способны выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов. Будущие школьники уверены в своих силах, открыты внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладают чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты. Большинство детей обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Дети владеют разными формами и видами игры. Умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную. У многих детей творческие способности проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Дошкольники фантазируют вслух, играют звуками и словами. Хорошо понимают устную речь, выражают свои мысли и желания. У всех детей развита крупная и мелкая моторика. Они контролируют свои движения и управляют ими, обладают развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов. Дети проявляют любознательность, умеют наблюдать, экспериментировать. Обладают начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором они живут. Знакомы с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у детей складываются предпосылки грамотности. Выводы: Проведенная проверка показала, что в дошкольном учреждении в основном созданы необходимые условия для качественной подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Педагоги, работающие с детьми – выпускниками, обладают высокой профессиональной компетентностью, постоянно повышают свой профессиональный уровень, владеют методиками дошкольного образования. Строят работу в тесном контакте с родителями воспитанников и специалистами дошкольного учреждения. Развивающая предметно-пространственная среда в проверенной группе обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она содержательно насыщенна трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Проведенная в ходе проверки диагностика, посещенные мероприятия с детьми, итоги мониторинга свидетельствуют о том, что у детей сформированы в основном необходимые социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования: дети проявляют инициативность и самостоятельностьв разных видах деятельности – игре, общении, конструировании; способны выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, способны к воплощению разнообразных замыслов; уверены в своих силах, открыты внешнему миру, положительно относятся к себе и к другим, обладают чувством собственного достоинства. Дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх. Способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты. Итоги психолого-педагогической диагностики, наблюдения за детьми подтверждают, что у детей развито воображение, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Дети владеют разными формами и видами игры. Умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную. Анализ детских работ, просмотр мероприятий продуктивной деятельности свидетельствуют о том, что творческие способностиребёнка успешно проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Дети могут фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимают устную речь, ясно выражают свои мысли и желания. У детей развита крупная и мелкая моторика. Они контролируют свои движения и управляют ими, обладают развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п. Дети овладели социальными нормами поведения и правилами в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилами безопасного поведения и личной гигиены. Дети проявляют любознательность, задают вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуются причинно-следственными связями, склонны наблюдать, экспериментировать. Обладают начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире. Знакомы с книжной культурой, с детской литературой, обладают элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности, способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности. Рекомендации: 1. Работу воспитателей Шайхинуровой З. Р. и Башировой Э. Ф. по подготовке детей к обучению в школе признать положительной. 2. Продолжать углубленную работу по подготовке детей к школе, по направлениям и проблемам, выявленным в ходе мониторинга. Срок до 25 мая 2019 г. Ответственные воспитатели подготовительной группы. 3. Познакомить родителей детей, идущих в школу с результатами мониторинга усвоения программы. Срок до 16 мая 2019 г. Ответственные воспитатели подготовительной группы. Председатель комиссии ________ Еремеева Т.Л. Члены комиссии: ______________ Давлетшина Л. Р. _______________ Баширова Э. Ф. _______________ Шайхинурова З. Р. 15 мая 2019 года. Со справкой ознакомлены: _____________ Шайхинурова З. Р. _____________ Баширова Э. Ф. 30 января 2020 в 19:54
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.