Еремеева Татьяна Леонидовна

Гендерная идентификация детей в игре.

Гендерная идентификация детей в игре.

1. Актуальность проблемы гендерного воспитания в ДОУ и семье.

2. Игровые предпочтения мальчиков и девочек.

3. Гендерное воспитание в ролевых играх:

3.1. Оборудование для ролевых игр;

3.2. Сопровождение воспитателем ролевых игр мальчиков и девочек.

Заключение.

1. Актуальность проблемы гендерного воспитания в ДОУ и семье.

Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы в вопросах гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности, система образования абсолютно бесполая, ориентирована на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:

в физическом развитии и социальном поведении;

в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;

в проявлении агрессии и многом другом.

Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не муже-ственные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики системати-чески подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию.

Гендерное воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью. Одно из важнейших условий реализации столь далекой цели - преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу. Для этого организуется интересная для детей обоего пола совместная деятельность: игровая, трудовая, художественная.

Одним из компонентов индивидуально-дифференцированного подхода является создание условий для освоения ребенком позиции субъекта игровой деятельности (О. В. Солнцева): проектирование содержания игровой деятельности, создание пошаговой педагогической технологии развития самостоятельности и творчества ребенка, конструирование предметно-игровой среды. В последние годы актуализация принципа природосообразности предполагает индивидуально-дифференцированный подход к ребенку в зависимости от пола, однако содержание работы с дошкольниками по половому признаку разработано недостаточно, что приводит, по мнению исследователей (С. А. Марутян, Н. В. Плисенко, Т. А. Репиной, Л. Г. Таранниковой, С. В. Шаповаловой и др.) к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки –– нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов (Т. А. Репина).

2. Игровые предпочтения мальчиков и девочек.

 Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно большее пространство для игр, т.к. в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причин для осуждения будет меньше. Мальчики очень  любят дружеские потасовки, что  не является проявлением агрессии и  создает у детей положительный  эмоциональный фон. Воспитатели  не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Лишение истинно «мужских игр»  отрицательно сказывается на личностном развитии. Необходимо сформировать у воспитателей правильное отношение к подобного рода занятиям мальчиков и научить их руководить ими.

И.С. Кон приводит такие данные: у мальчиков ярче проявляется любовь к риску, отсутствие заботы о собственной безопасности, желание выделится, склонность к девиантности, высокая соревновательность, потребность в достижении результата, стремление к доминированию. На мой взгляд, эти качества будут в наилучшей степени использованы в приобщении мальчиков к техническому творчеству.
В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, но не потому, что ребенок большую часть времени проводит в играх –– игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. В сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. Эти игры называют социосексуальными, хотя собственно сексуального в них очень мало. В процессе игры ребенок уточняет строение своего тела и сравнивает себя с другими детьми, начинает осваивать половую роль. Игровой период в психосексуальном развитии ребенка характеризуется инициативой, усвоением поло-ролевого поведения, половыми играми, привязанностью друг к другу, первой любовью, проигрыванием ролей родителей.

У девочек активно прослеживается игра в куклы, дочки-матери, у мальчиков возникает и закрепляется интерес к оружию, машинам. Когда в экспериментальной обстановке детям предоставили возможность поиграть в магазин, то, превратившись в «продавцов», они предлагали мальчикам купить машинки и оружие, а девочкам –– кукол и посуду. Подобное поведение доказывает, что присущее любой культуре связывание предметов и свойств с тем или иным полом зависит не только от научения через наблюдение или заучивание определенных ассоциаций типа “куклы для девочек, машинки для мальчиков”. Дети начали ставить одни свойства в причинную связь с мужским полом, а другие –– в такую же связь с женским.

Игры мальчиков более предметны, девочек более словесны, поэтому они играют в вербальные игры, мальчики предпочитают возиться с конструктором. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, водят тракторы, строят мосты и занимаются плотницкими работами. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) –– у мальчиков и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) –– у девочек.


3. Гендерное воспитание в ролевых играх:

3.1. Оборудование для ролевых игр.

Особая роль в формировании у девочек и  мальчиков гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков воспитатели и родители должны уделять особое внимание.

Работу по развитию сюжетно-ролевых игр необходимо осуществлять в двух направлениях: создание соответствующей игровой среды и непосредственное руководство играми детей. В группах создано игровое пространство для сюжетно-ролевых игр как для мальчиков (игры с машинами, конструктором, морской тематикой), так и для девочек (кухня, салон красоты, магазин).

Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры, было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.

Однако, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Особую роль занимает чтение художественных произведений с последующей этической беседой. 

          В первое время, когда некоторые дети не знают друг друга, они играют в одиночку.  Мы стараемся помочь им сплотиться в единый коллектив. К концу младшей группы дети играют небольшими группами, причём проявляют друг к другу внимание, доброжелательность, учатся уступать игрушки товарищам. Для уменьшения конфликтных ситуаций в группе можно поселить Мишку, который знает все правила игры и напоминает о них ребятам, иногда дети придумывают правила вместе с Мишкой.

Вместе с  тем, в психологических особенностях воспитания укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девичьих» материалов и пособий, так как они ближе женщине-воспитателю, к тому же создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики.

При проведении работы по воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей, мы предлагаем обратить внимание на следующее:

·  на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образцов женского и мужского поведения;

·  на достаточность и полноту материала для игр», в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери;

·  на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий», в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Девочки 3-4 лет  гораздо охотнее берут «в дочки» куклу с красивой и разнообразной одеждой. Мальчики этого возраста больше склонны играть с мягкими игрушками и тоже любят одевать их. У мальчиков при одевании мягких игрушек большой популярностью пользуются шапочки с шарфами и брюки с жилетами.

Воспитателям  надо позаботиться о том, чтобы обеспечить всех кукол и мягкие игрушки, которые  находятся в игровом уголке группового помещения красивой сезонной одеждой. Одежда для игрушек должна быть яркой, но не пестрой, легко сниматься и быть с удобными застежками. Вызывать у детей интерес к игровому уголку, желание действовать с игрушками.

Материалы и  оборудование, которыми будут пользоваться девочки и мальчики (мягкие игрушки, настольно-печатные игры, книги, комплекты предметов - заместителей и т.п.) располагаются в группе по обоюдной договоренности.

При подборе  материалов и оборудования важно  учитывать тот факт, что девочки  и мальчики 3-4 лет еще не могут  в игре воспроизводить модель поведения, соответствующую определенному полу без опоры на ролевые атрибуты.

Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы «сборно – разборные модели транспорта».

Мальчики этого  возраста будут охотно выполнять  игровые действия, а затем принимать  на себя роль сотрудника ГАИ, если наденут  на себя плащ-накидки, милицейские фуражки  и в руки возьмут полосатый жезл.

Девочки этого  возраста также не могут осуществлять уход за куклой-«дочкой» в воображаемом плане. Для того, чтобы «приготовить обед» им необходима плита, кастрюли, ложки, предметы-заместители, которые  они могут использовать в качестве «продуктов», доска для резки и т.п. При этом желательно, чтобы кастрюли были не маленькими и не из пластмассы, а по размерам и материалу соответствовали бы тем маленьким кастрюлькам, которые девочки видят дома. В игровом уголке должна быть раковина с «краном», полотенце для вытирания посуды. Если в социальном опыте детей используется посудомоечная машина, то и игровой зоне она обязательно должна быть представлена.

Для ухода за «ребенком» девочки нуждаются в  ванночке, градуснике для измерения  температуры воды, губке, полотенце, ковшике для ополаскивания после купания своего «младенца» и т.п. Обязательно должны быть созданы условия для «стирки» белья и его глажки, определено место для его хранения.

Для ухода за автомобилем, для его «ремонта»  мальчикам необходимы протирочные материалы, инструменты, масло, бензоколонка и другие ролевые атрибуты.

3.2. Сопровождение воспитателем ролевых игр мальчиков и девочек.

Когда в игре будет достигнут уровень развития, который характеризуется принятием  роли и умением осуществлять в  определённой последовательности ролевые  действия, воспитатель может перейти к решению вопросов связанных с обучением девочек и мальчиков выполнения в игре социальных функций.

В рассматривания игрушек воспитатель стремится  вызвать у детей расположение и симпатию к ним, желание участвовать в их обустройстве в группе. Так, например, можно предложить девочкам гуся, уточку с утенком, рыбок, лягушек и других животных, средой обитания которых является вода, разместить на специально подготовленной для этого ткани. Мальчики для игрушечной собаки со щенком могут сделать из коробки или конструктора конуру. Девочки игрушечную кошечку могут разместить в корзине или на подушке, половичке. Игрушки, изображающие обитателей леса (зайцев, лисицу, медведя и др.) желательно разместить на одной полке и рядом поставить одну или две маленькие искусственные елочки, которые будут выступать в качестве маркера, символизирующего лес.

Воспитатель обязательно  должен помочь девочкам придумать имена  куклам, а мальчи-кам - клички для животных.

С девочками  воспитатель обсуждает расстановку  мебели в игровом уголке и договаривается с ними о том, где в игровом  уголке они будут хранить постельные принадлежности, одежду, посуду и т.п.

С мальчиками воспитатель  обсуждает расположение крупного деревянного конструктора и игрушечного «автопарка». Желательно заранее подготовить для маленьких «автослесарей» наборы игрушечных инструментов. При этом очень важно, чтобы у каждого мальчика был свой персональный набор, за состояние которого ребенок несет личную ответственность. По окончании игры набор складывается и возвращается на то место, которое определено для хранения «мужских» материалов.

Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.

Серьёзным недостатком  игровой деятельности является повторение одних и тех же игровых действий, часто приходится наблюдать, как мальчики, взяв в руки машины, совершают ими однообразные действия взад – вперёд, подражая звуку мотора, или многократно скатывают их с какой – то поверхности. В играх девочек однообразие проявляется в том, что, действуя с куклой, они повторяют одни и те же игровые действия. С низким уровнем развития игровой деятельности взрослые не должны мириться. Поэтому, если в результате наблюдений за игрой детей будет установлено, что дети играют на уровне подражания или в процессе игры они ограничиваются «ролью в действии», то воспитатели и родители должны принять меры по устранению этих недостатков.

Роль воспитателя  состоит в том, что он ежедневно  участвует в играх детей. При  этом он руководит, как играми, в  которых участвуют по желанию  все дети, так и  дифферен-цированно играет с девочками и мальчиками.
Ролевые игры –– лучший способ преодоления негативных ролевых стереотипов.
Например, игра “Врач и пациент” идеально подходит для этой цели. Дети могут свободно меняться ролями. Эта игра вдохновляет мальчиков заботиться о ком-либо, а девочкам играть мужские роли. Чаще ролевые ориентации девочек сдвинуты в сторону противоположного пола несколько больше, чем у мальчиков. Замечено, что дети, поведение которых строго соответствует всем требованиям, предъявляемым к их полу, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями.
Наоборот, дети, более свободные от жесткой половой типизации поведения, имеют высокий интеллект и психологически более благополучны. Воспитатель и родители могут корректировать те или иные негативные качества детей с помощью распределения игровых ролей и сюжетными изменениями.
Игра содержит элементы экспрессивно-телесной коммуникации. Ограничение или блокирование этой специфической стороны психосексуального развития проявляется и в детском, и во взрослом возрасте сексуальными дисгармониями и нарушениями поло- и сексуально-ролевого репертуара поведения.
В играх реализуются желания детей. Часто ребенок в игре исполняет роль, запрещенную для него в жизни, тем самым, достигая компенсации. Воображаемый мир противостоит миру действительности и может являться для ребенка более реальным.

В игре он освобождается от чувства одиночества и познает радость близости и сотрудничества, в игре он оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям.


           При обучении детей младшего возраста на основе игры возникает трудность, связанная с тем, что дети данного возраста не могут действовать в воображаемом плане, и им необходим реальный объект для осуществления игровых действий. Поэтому  можно  предложить детям   персонажи:  зайчика  и  зайчиху- маму. С помощью персонажей зайчика – мальчика, зайчика-девочки легче «удержать» внимание детей при выполнении учебной задачи. Будь-то режимные моменты или организованная деятельность, придумываем игровую мотивацию, которая стимулирует детей к выполнению задания.  

           Для того чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, педагогам необходимо руководить содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, ставя перед собой следующие задачи:

* научить ребёнка играть;

* содействовать объединению детей в игре;

* тактично руководить выбором игры;

*  приучать детей соблюдать во время игры правила;

* воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Для более успешного закрепления полученных гендерных знаний применяются дидактические игры: «Одень Машу и Сашу», «Маленькая хозяйка», «Магазин игрушек», «Подбери одежду для детей», «Мир профессий», «Умные машины». Эти и другие игры помогают детям расширить знания, знакомят с нормами поведения мальчиков и девочек, принятых в обществе, прививают нравственные качества, развивают познавательно речевые способности.

Заключение.

Ребенок, будь то мальчик или девочка, нуждается в освоении и усвоении челове-ческих отношений. Мячи, машинки, конструкторы и другие игрушки, безусловно, нужны - они развивают интеллект и учат действовать с предметами. Но еще более важным в детстве является эмоциональное развитие. Уверенность в своих силах, доверие к миру, активность, воля, любознательность, способность понимать себя и других формируются именно в дошкольном возрасте и влияют на психическое  развитие ребенка.

Влияние гендерного подхода на воспитание и развитие дошкольников очень велико. У детей формируются:

гендерно - ориентированное поведение;

навыки гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников;

нравственные качества, принятые в обществе;

развиваются коммуникативно-речевые навыки;

развиваются мышление, память, воображение.

В играх реализуются  желания детей, ребенок освобождается от чувства одиночества и познает радость близости и сотрудничества, оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет свою позицию по отношению к окружающему миру и людям. 

Установлено, что  в игре развивается способность  к воображению,  образному  мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, потом с заменителями игрушек, потом речевые и воображаемые действия (как будто, понарошку).В игре ребенок  воссоздает действия взрослого и  приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.По мере взросления игры становятся более сложными: дети подражают профессии родителей, знакомых, сами «становятся родителями».




Таким образом, наилучшее время оказать влияние на отношение ребенка к половым ролям –– это возраст до 6 лет. Успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить.

 

30 января 2020 в 20:19

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.