Еремеева Татьяна Леонидовна

Эссе о речи педагога

Напишите небольшое эссе о роли и значении ораторского мастерства (приблизительный объем эссе – около 250-300 слов).

В эссе ответьте на вопросы: Согласны ли вы с В.А. Сухомлинским в определении причин педагогического бескультурья? В чем, на ваш взгляд, заключается главная цель эффективной педагогической коммуникации? За счет чего она достигается?

Я полностью согласна с мнением В. А. Сухомлинского о педагогическом бескультурье, когда педагог недостаточно владеет коммуникативными способностями.  Нужно уметь не просто запретить, а объяснить, почему этого делать нельзя. Например, спросить у ребят: «Почему я так строго запрещаю играть в игры, скачанные на смартфон во время перемены?» дети сами находят множество причин, почему это вредно, и делают вывод, что учитель прав, и при этом необходимо сделать акцент на том, что он заботится о здоровье и благополучии детей.

Эффективная педагогическая коммуникация состоит в умении проникнуть в детский внутренний мир,  способность проявить эмпатию, найти ключик к каждому сердцу. О некоторых педагогах дети с благодарностью вспоминают всю жизнь, как чутко они относились к детям. Настоящему учителю нет необходимости повышать голос, его понимают совершенно без слов, достаточно только взгляда. Когда он что – то  объясняет, дети буквально «смотрят в рот», не пропуская ни одного слова, этот оратор буквально завораживает своих слушателей.

Как врач помогает пациенту излечиться от недуга при помощи слова, так же и учитель  словом должен уметь успокоить, поддержать в трудный момент. Вспоминая любимые слова преподавателя в институте, я всегда невольно улыбаюсь: «девочки, все у нас хорошо, работаем…». Она повторяла эти слова спокойным, уверенным тоном. Тогда мы посмеивались над ней, а прошло много лет, и каждый раз эти слова всплывают в памяти в ситуации, когда нужно сосредоточиться и перестать волноваться. Простые, даже немного смешные слова стали просто магическими. Мудрое и чуткое слово - словно целительная вода: оно успокаивает, рождает жизнерадостное настроение, побуждает к мысли о хорошем.

Педагог должен уметь похвалить так, чтобы ребенок старался достичь еще больших высот в познании, в нравственной чистоте. Выражать порицание, - чтобы не унизить становящуюся личность, не оставить в душе ребенка негативный след, а, наоборот, воодушевить его, побудить к стремлению исправиться, не повторять никогда плохого поступка, найти такие слова, чтобы ребенок повысил свою самооценку.  Например, «я никогда не ожидал от тебя такого поступка, я считал, и буду считать тебя намного выше, чем тот поступок, при помощи которого ты сам заявляешь о себе».  В порицании нужно оценивать не личность, а поступок, тогда мы не посеем в ребенке зерна обиды. Коммуникабельный педагог скажет на уроке «я вижу, кто-то пролил краску, нам будет нужна тряпка, чтобы все убрать», и никогда не скажет: «ты такой неловкий, что пролил краску». В душе ребенка не останется негативного следа.

При обращении к детям всегда необходимо помнить, что сердце воспитанника очень чутко к тончайшему оттенку слов воспитателя.  Нужно стремиться  выстраивать свое общение с детьми, чтобы они хотели быть похожими на своего педагога, стать для ребенка эталоном.

2 марта 2022 в 12:55

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.